Главная задача дыхательной гимнастики при кашле или бронхите – это улучшить вентиляцию легких и избежать застоя мокроты, превращая сухой кашель в продуктивный ( для детей с 2-х лет). Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.
Итак, проветрите помещение и приступайте
Пузырьки. Ребенок делает глубокий вдох через нос, надувая щечки-пузырьки, и медленно выдыхает через рот.
Насос. Ребенок ставит руки на пояс и приседает, вдыхая воздух, а выпрямляется, выдыхая. Приседания следует делать сначала неполные, а затем до самого пола, увеличивая тем самым время вдоха и выдоха.
Курочки. Ребенок наклоняется вниз головой и свешивает вниз руки-крылья. Со словами «так-так-так» похлопывает себя по коленкам и выдыхает, затем выпрямляется, поднимая руки вверх, и вдыхает.
Говорилка.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.
Самолет.
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза
Мышка и мишка.
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3 – 4 раза.
Ветерок.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.
Пчелка.
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.
Косим траву.
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.
Маятник.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне — выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.
Снежинка. Дайте ребенку маленький кусочек ватки, которая будут летающей снежинкой. Попросите ребенка нежно подуть на снежинку округленными губами (как можно дольше), а вдыхать через нос. То же самое можно сделать и с бумажным самолетиком или бабочкой, привязанными за ниточку.
Собачка. Пусть ребенок представит, как дышит собачка, которой жарко: с высунутым язычком, быстро вдыхая и выдыхая.
Свеча. Зажгите свечу и попросите ребенка подуть на нее плавно и медленно, не потушив ее пламя.
И не забывайте о самом главном- малышу должно нравиться то, чем он занимается и тогда он старательно и с удовольствием будет заниматься интересным и полезным делом.
Всего 5-10 минут в день, и ваш малыш быстро избавится от бронхита и пойдет на поправку.
Расти здоровым, малыш!